Боровое

Боровое

- климато-кумысолечебный курорт с 1910 года в Акмолинской области Казахстана, возведённый у одноимённого озера. Санатории, грязелечебницы и т. д.

Балхаш

Балхаш

- бессточное полупресноводное озеро в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро.

Чимбулак

Чимбулак

- популярный горнолыжный курорт в Казахстане, близ Алма-Аты, расположенный на хребте Заилийский Алатау немного выше знаменитого высокогорного катка «Медео».

Музыка

Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.

1. Казахские музыкальные инструменты

2. Казахские великие композиторы и певцы

 

1.Казахские музыкальные инструменты

 

Домбра была излюбленным инструментом народных музыкантов. В прошлом струны домбры изготавливались из козлиных кишок. Нежная, мягко певучая и бархатная звучность домбры известна многим. Домбру можно было изготовить и использовать в условиях кочевого быта.

В традиционном народном музицировании казахов, в домбровом исполнительстве, как правило, предшествовали рассказ или легенда о возникновении и содержании кюя. История домбровой традиции уходит в глубь веков, о которой свидетельствуют археологические открытия, например, древнего Хорезма, а также Пазырыкских курганов и археологические находки казахстанских археологов на территории Казахстана. Судя по этим сведениям, домбыра и кобыз были наиболее распространенными музыкальными инструментами ранних кочевников. Одна из особенностей домбрового исполнительства – сольная форма игры на инструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей в различные исторические эпохи. Народ сохранил имена лучших представителей – Кен-Буга, Асан-Кайгы, Карт-Ногай, Байжигит, Бежен, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Дина Нурпеисова и др. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюев.

 


Кыл кобыз: Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кылкобыз, относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге “Китаби деде Коркут”, датируемой XVIII-IX вв. Слово “кыл” связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей.

Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном.

История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.

Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

наверх


Сыбызгы: В прошлом в традиционной музыке широко бытовал инструмент – сыбызгы, изготавливаемый из полого стебелька растений курай. Простая форма и доступность материала способствовали его популярности среди казахских музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, словно пребывающее в трепете, волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты. Звучал сыбызгы на летних пастбищах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя.

Образы, содержащиеся в сыбызговой музыке, восходят к глубокой древности. Об этом свидетельствуют бытующие и поныне кюи-легенды, к которым можно отнести “Кок бука” (Небесный бык), “Желмая” (кличка верблюдицы легендарного Асан-кайгы), “Бозынген” (Верблюдица – священное животное).

В прошлом были известны сыбызгисты Курумбай, Кангожа, Тулак, Сырмалай, Ыскак. В ХХ веке прославились В. Ыскаков, О. Кожабергенов, М. Онгаров, Ш. Ауганбаев.

наверх


Асатаяк - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.

 наверх

 


Сазсырнай - духовой инструмент, изготавливаемый из глины. На территории Казахстана найден при раскопках древнего городища Отрар. Обладает «прозрачным, светлым» тембром. В древности сазсырнай был популярным инструментом среди детей и подростков.

 наверх

 

 

 

 


Жетыген - казахский и тюркский древний струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Классический жетыген имеет семь струн, современный реконструированный — 15.

Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался.

В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 15. Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Жетыген отличается мягким, певучим звучанием.

наверх


Шанкобыз -  язычковой народный инструмент. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла или дерева.

Дабыл (Даулпаз) - казахский национальный ударный инструмент, представляет собой ободок с ручкой с двух сторон обтянут кожей, издалека выглядит как сковорода с ручкой. Это инструмент с очень сильным громким звуком, служил в прошлом для подачи военных сигналов, например сигнал атаки. Традиционно дабылом пользовались воины (в наступлении). В древние времена ударные инструменты (дабыл, дауылпаз и шындауыл) имели широкое применение в жизни казахов. Громкие звуки ударных инструментов извещали о приближении врага, использовались на загонной охоте, созывали жителей на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих перекочевках и служили устрашением при нападении на врага.

наверх


  

2. Казахские великие композиторы и певцы

 

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1889) - гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем кюйши Узак.

Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Бай-жума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши, прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола, власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй "Кишкентай" был посвящен руководителю народного восстания Исатаю Тайман-улы. В его кюях "Акбай", "Аксак кийк", "Кебис шашкан", «Ксен ашкан", "Адай", "Турмеден кашкан" отражены его раздумья, вера в будущее. В кюе "Сарыарка" слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромным.

 наверх


Дина Нурпеисова (1861 - 1955) - выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Игре на домбре обучалась у своего отца; ее учителем был также Курмангазы. Творчество Дины смыкает прошлое с современностью. В этом смысле ее творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Данный переходный этап характеризуется сложностью и противоречивостью, он отмечен крупными событиями в общественно-политической жизни народа (освободительное движение 1916 года, революция, Великая Отечественная война, послевоенный восстановительный период). Дина, начав свою деятельность в окружении любимых учителей и наставников, прошла через все эти испытания, и в мирное послевоенное время как бы из рук в руки передала великое достижение классиков домбрового искусства. В своих интерпретациях Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она драматизировала все музыкальные образы и исполняла кюи в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая присущую кюям у равновешенность, делая их ритмически-обостренными, темпово-неустойчивыми, с более активным развитием. Долгую и трудную жизнь прожила Дина. Но никакие лишения не могли сломить эту гордую и мужественную женщину. Несмотря на трудности, Дина никогда не оставляла своего “старого друга” - домбру. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет по словам очевидцев, говорить о ее непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки: кюи – “Булбул”, “Коген туп”, “Байжума”, “16 жыл”, “Асем коныр”, “Той бастар”, “Наказ матери”, “Сауыншы”, “8 Марта” и другие.

наверх


Даулеткерей Шыгай-улы (1820 - 1887) - великий кюйши - композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. Даулеткерей происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде.
 Даулеткерей с юных лет отличался необычайным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши посещал не только
Оренбург. В 1859 году в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годы его широкой известности в степи как кюйши-композитора.

Музыка Даулеткерея впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкие психологические женские портреты в кюях "Кос-алка", "Кыз-Акжелен", "Кудаша", "Женгем суйер", "Акбала-кыз", "Жумабике", "Керкем-ханым". Душевные тончайшие переживания и раздумья композитора, переданы в его кюях "Коныр", "Топан". Есть и глубоко трагические произве¬дения как, например, кюй "Салык олген". Как новатор, Даулеткерей, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторых кюях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около сорока кюев композитора. Последователями Даулеткерея, безупречными исполнителями его произведений был и Аликей, Макар, Турып и сын великого кюйши - Салауаткерей.

 наверх


Таттимбет Казангап-улы (1815-1862)- выдающийся кюйши-композитор казахского народа, один из основоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского район Карагандинской области, происходил из рода Каракесек Среднего жуза. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Центрального Казахстана. Одним из его учителей был его дядя Али. Таттимбет рос в окружении, где ценили музыку и поэзию, а также ораторское искусство.Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалась и на его музыкальных интересах: его привлекали кюи - легенды, эпическиекюи, созданные в XIII-XVII веках. Многие кюи самого Таттимбета являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: "Косбасар" (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками "медленный", "печальный" и т. д.), "Терискакпай", "Балбырауын", "Боз айгыр", "Боз торгай", "Алшагыр" и другие. Кюи Таттимбета "Саржай-лау", "Сылкылдак", "Былкылдак", "Кокей-кестi" относятся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки.

Таттимбет является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев- раздумий. В его кюях отражены стремление к красоте и гармонии жизни, ожидание надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе "Бес торе" осуждается власть людей, возвышающихся над народом.В 1855 году Таттимбет ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре.Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета. Его талантливыми последователями были выдающиеся композиторы конца XIX века Ыкылас, Тока (1830-1914).

наверх


Ыкылас Дукен-улы (1843-1916)- кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. За короткое время мальчик освоил, кюи-легенды, исполняемые отцом. К середине XIX века кобыз использовали наряду с музыкантами, баксы - лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера собственно кобызовой музыки сокращалась. Заслуга Ыкыласа состоит в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута (VIII век).

Ыкылас сочинял кюи, в которых нашли воплощение, широко известные в народе легенды и эпические сказания. Таковы его кюи "Жез кюк", "Камбар", "Казан", "Шынырау". В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданы кюи "Коныр", "Кертолгау", "Айрауыктын ащы куйi". Его глу¬бокие переживания о жизни переданы в сочинении "Ыкыластын куйi". В кюе "Жарым патша" композитор высмеивал недостойных чиновников и
властителей. Обогащая технику игры на кобызе, Ыкылас сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыки. Его творчество глубоко волновало слушателя. У Ыкыласа было много последователей, среди которых и сын Жусупбек, который хорошо исполнял кюй
Коркыт".

 наверх


Жаяу Муса Байжан-улы (1835-1929)- выдающийся народный композитор, родился на берегах озера Жасыбай в Баянаульских горах.Композиторский талант Жаяу Мусы показывают его замечательные песни "Аксиса". "Хаулау", "Баянауыл", "Сурша кыз", "Кегерпин", Гayhap кыз", "Толгау", "Шорман улына". Его песни наряду с традиционными, содержат и новаторские черты.

Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897)- выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокшетауской области. С юных лет неудержимо увлекался музыкой и пением. Примерно с двадцати лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 году.

Одна из первых его песен - "Биржан-сал". Творчество Биржаиа рисует нам ту общественную и социальную среду, в которой разворачивался талант певца. Биржан затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Биржаиа ряд песен посвящен любовной лирике. К замечательным образцам песни относятся его произведения "Биржан-сал", "Айтбай", "Ляйлим-шырак", "Жамбас сипар" и другие. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Песни Биржана "Жанбота", "Адаскак" выражали его гнев по поводу действий власть имущих.

Биржан был и талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Биржана группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Среди последователей Биржана были талантливые композиторы Акан-серы, Укили Ыбырай (1860-1932), Балуан Шолак (1864-1919) и другие. Сохранилось около 40 песен Биржана.

наверх


Акан-серы Корамса-улы (1843-1913)- выдающийся композитор. Родился на берегах озера Улкен Коскел в Кокшетауской области. С юных лет выделялся среди сверстников влечением к музыке и поэзии, а его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени - серы. С 16-17 лет занимается творчеством. На формирование его композиторского таланта прежде всего воздействовала казахская народная музыка. Акану не были чужды и другие музыкальные традиции. Выдающиеся произведения Акана - песни "Кулагер", "Манмангер", "Макпал", "Балкадиша", "Кокжендет", "Сырымбет" и другие - заняли достойное место среди музыкальных сокровищ.

 

 

 


наверх

ОТЗЫВЫ

Все в рамках цены. Платишь больше, получишь больше. Ничего лишнего.
Марина, отзыв к "Профилакторий Каркаралы"
Отличное место для семейного отдыха. Всем советую.
Максим, отзыв к "База отдыха Тулпар"
В целом доволен. Чисто, уютно, персонал вежливый.
Алексей, отзыв к "Гостиница Арыстан"

ПОПУЛЯРНЫЕ КУРОРТЫ КАЗАХСТАНА

База отдыха Чертово озеро (Шайтанкол)

База отдыха Чертово озеро (Шайтанкол)

Зона отдыха Чертово озеро (Шайтанкол)
Приглашаем всех гостей отдохнуть на территории национального парка города Каркаралинск.

Читать далее